Казахстан отстаёт в развитии креативной экономики

На мировом уровне креативная индустрия занимает около 3,1% от совокупного ВВП и считается одной из самых динамично развивающихся отраслей. По прогнозам, к 2030 году её вклад в глобальную экономику может вырасти до 10%.

Казахстан отстаёт в развитии креативной экономики : мировые лидеры и планы на будущее
Жумадилла Балнур
Автор Бробанк.kz Балнур Жумадилла
Об авторе
Финансовый журналист. Окончила факультет электронной журналистики в Международном университете информационных технологий. Опыт работы корреспондентом в ведущих интернет-ресурсах Казахстана - Tengrinews.kz и Massaget.kz. Открыть профиль

Согласно отчёту Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) за 2024 год, доля креативной экономики в валовом внутреннем продукте различных стран варьируется от 0,5% до 7,3%. Лидирующие позиции занимают развитые государства. Так, в Японии этот показатель в 2022 году достиг 7%, чему способствовал бурный рост IT-сектора и цифровых сервисов.

Среди стран с высокими показателями также выделяются Южная Корея (5,6%), США (5,3%) и Китай (5,1%). Казахстан, в свою очередь, пока серьёзно отстаёт: в 2024 году вклад креативной экономики в ВВП страны составил лишь 1%. В профильном министерстве намерены к 2029 году увеличить эту долю до 2%. Для этого уже принят отдельный закон о поддержке креативных индустрий и введены налоговые льготы для предприятий в этом сегменте.

По данным UNCTAD, в 2022 году объём мирового экспорта товаров и услуг в сфере креативной экономики достиг почти 2,1 трлн долларов. За пять лет показатель вырос на 42%. На услуги пришлось почти 66% этого объёма. Основную долю в экспорте услуг заняли IT-продукты, приложения и программы, на которые в 2022 году приходилось 41% от всего объёма. Этот сегмент демонстрирует самые высокие темпы роста благодаря цифровизации и повышенному спросу.

Среди товаров наибольший объём экспорта обеспечили ремесленная и дизайнерская продукция — 539 млрд долларов. В эту категорию входят ювелирные изделия, текстиль, кожгалантерея и другие изделия креативных индустрий.

Комментарии: 0