Он поручил сделать налоговую политику страны «понятной и предсказуемой».
Зачем Казахстану новый Налоговый кодекс
Президент Касым-Жомарт Токаев ещё в 2022 году в Послании народу заявил, что налоговую систему Казахстана нужно менять не точечно, а по существу. Действующий Налоговый кодекс, по его словам, устарел — особенно в части администрирования и взаимодействия с налогоплательщиками.
В новом кодексе должны быть заложены ключевые принципы, которые сделают систему проще, прозрачнее и современнее. Среди них:
- перевод всех налоговых процедур в цифровой формат — без походов в госорганы и лишней бюрократии;
- обновление правил и процессов, по которым администрируются налоги;
- разные налоговые ставки для разных отраслей — чтобы нагрузка соответствовала специфике бизнеса;
- стимулы для тех, кто инвестирует в технологии и научные разработки;
- упрощение спецрежимов для малого бизнеса и самозанятых, чтобы не создавать барьеров на входе;
- борьба с формальным дроблением бизнеса, используемым для ухода от налогов;
- более понятные и устойчивые правила применения розничного налога.
Как подчеркнул президент, цель реформы — не только повысить собираемость налогов, но и выстроить справедливую и понятную систему для всех — от крупных предприятий до индивидуальных предпринимателей.
Когда вступит в силу новый налоговый кодекс
На данный момент проект нового налогового кодекса проходит все предусмотренные законодательством процедуры согласования в парламенте Республики Казахстан. После того, как его примут обе палаты парламента документ поступит на подпись президенту страны.
Ожидается, что финальный текст кодекса будет утверждён и подписан в 2025 году. А вступит документ в силу в 2026 году.
Таким образом, у бизнеса и налогоплательщиков будет время на ознакомление с новой редакцией и адаптацию к изменениям.
О том, что изменится в Налоговом кодексе, уже можно прочитать в проекте поправок, который опубликован на сайте Сената.
Ключевые изменения, которые обсуждаются
НДС
В проекте нового Налогового кодекса ставка налога на добавленную стоимость (НДС) повышается с 12% до 16%. При этом снижается порог обязательной регистрации по НДС — с 20 000 до 10 000 МРП, что на данный момент составляет около 39,3 млн тенге. Это означает, что бОльшее количество предприятий будет обязано регистрироваться в качестве плательщиков НДС.
Предусмотрены и льготные ставки. Например, ставка 10% будет применяться к платным медицинским услугам. Кроме того, сохраняется освобождение от НДС для социально значимых продовольственных товаров, книг, предметов археологического значения и отдельных видов медикаментов.
Отдельное внимание уделено расширению перечня операций, облагаемых НДС. В частности, в сферу налогообложения впервые включаются определённые банковские услуги.
Корпоративный подоходный налог (КПН)
В проекте нового Налогового кодекса базовая ставка корпоративного подоходного налога остаётся неизменной — 20 %. Вместе с тем вводится дифференцированный подход в зависимости от отрасли.
Для банковского сектора и игорного бизнеса ставка увеличивается до 25 %, тогда как для социально значимых направлений, таких как образование, здравоохранение и финансовый лизинг, она составит 10%.
В социальной сфере предусмотрено поэтапное повышение: 5% с 2026 года и 10% с 2027 года.
Для сельскохозяйственных производителей ставка будет самой низкой — всего 3 %.
По словам разработчиков документа, такой подход направлен на выравнивание налоговой нагрузки и поддержку приоритетных для государства отраслей.
Специальные налоговые режимы (СНР)
В рамках налоговой реформы 2026 года планируется значительное упрощение системы специальных налоговых режимов. Если в действующем законодательстве предусмотрено семь различных режимов, то в новом налоговом кодексе их число сокращается до трёх.
Первый режим — это упрощённая декларация, которая предназначена для малого бизнеса. Он позволит индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам с небольшим оборотом применять упрощённый порядок расчёта и уплаты налогов без необходимости ведения полноценного бухгалтерского учёта.
Второй режим — для самозанятых граждан, не имеющих наёмных работников. Это лица, оказывающие услуги или производящие товары для конечного потребителя в небольшом масштабе — например, репетиторы, ремесленники, парикмахеры, фотографы. Для них будут предусмотрены максимально простые условия: отсутствие обязательной регистрации в качестве ИП, минимальные отчисления и автоматизированная онлайн-отчётность.
Третий режим — для фермерских и крестьянских хозяйств, ведущих сельское производство. Он учитывает сезонность и специфику аграрной деятельности и предусматривает льготное налогообложение с минимумом отчётности.
Налог на роскошь
В проекте нового Налогового кодекса появилось понятие налога на роскошь. Это касается имущества и товаров, которые значительно превышают обычный уровень потребления — как по стоимости, так и по статусу.
Под налог попадут жилые объекты дороже 450 миллионов тенге, а также автомобили стоимостью более 75 миллионов тенге — вне зависимости от того, оформлены они на человека или компанию.
В список также входят частные яхты.
Помимо этого, документ предусматривает повышение акцизов на дорогие алкогольные и табачные изделия.
Такие меры, как указано в пояснительной записке, направлены на то, чтобы часть налоговой нагрузки легла на владельцев дорогого имущества и потребителей продукции премиум-сегмента. Подробные ставки и механизм расчёта пока не опубликованы — они будут утверждены отдельно.
Комментарии: 0